вторник, 16 сентября 2014 г.

Четыре благородные истины. Современная интерпретация для самых маленьких




Давным давно .... будда Гаутама открыл и передал нам основы своего Учения в виде "Четырех Благородных Истин".
Давайте подробнее разберемся что это за истины такие и какой от них толк.





Эти истины таковы:

  1. существует страдание
  2. существует причина страдания — желание
  3. существует прекращение страдания — нирвана
  4. существует путь, ведущий к прекращению страдания, — Восьмеричный Путь.


1-я Благородная Истина: "Существует страдание"



Думаю, что это ни для кого не секрет.
Страдания присутствуют в нашей жизни постоянно. Можно даже считать, что счастье для нас - это отсутствие страданий. Кроме того, если подумать, то становиться понятно, что ЛЮБОЕ счастье является только временным и не постоянным.

Понятный пример:
Мы сидим в офисе уткнувшись в комп. Лето, жара. Нам жарко. Мы страдаем. Страдают наши коллеги
... и тут случается Чудо ... начальство решает поставить нам кондиционер (бывает и такое :) )
Кондишн установили ... включили .. вот оно - СЧАСТЬЕ ...
Сначала выясняется, что для кого-то комфорт - это +20, для кого-то - +18, а кто-то непременно считает, что надо включить на +10 ...
Побеждает "начальник отдела" или "старший менеджер" (не суть важно) ... ставит +18
Тем, кто "+20" - холодно, тем, кто "+10" - жарко, начальству "+18" - в самый раз ...
Сидит наш "старший менеджер" и балдеет от своих "+18" .... пока не выйдет на улицу в "+30" - его счастье закончилось ...
Через несколько дней мы можем видить массовые сопли у сотрудников и реплики, типа "Нафига только кондишн поставили - одни проблемы от него. То сопли, то вода на голову капает" ...




Также нам совершенно ясно, что:

  • мы стареем (спасибо зеркалу)
  • мы умрем (и это пугает и волнует)
  • мы хотим (постоянно и всего. и не ясно, как эту хотелку выключить)
  • мы не хотим (не хотим контактировать с не приятными людьми, не хотим плохой погоды, и еще массу всего)


Гаутама, как человек с аналитическим Умом быстренько классифицировал все страдания.
Вот что он говорил:
"Вот, о братья, благородная истина о страдании. В муках рождается человек, он страдает увядая, страдает в болезнях, умирает в страданиях и печали. Стенания, боль, уныние, отчаяние — тяжки. Союз с немилым страдание, страдание — разлука с милым, и всякая неудовлетворенная жажда сугубо мучительна. И все пять совокупностей, возникших из привязанностей — мучительны. Такова, о братья, благородная истина о страдании."

Буддизм подразделяет страдания на:

Три главных великих страдания:

  • страдание от перемены;
  • страдание, усугубляющее другие страдания;
  • страдание, собирающее страдания;


Четыре великих потока страдания:

  • страдание рождения;
  • страдание старости;
  • страдание болезни;
  • страдание смерти;


2-я Благородная Истина: "Существует причина страдания — желание"



Вкратце.
Мы "хотим" получать ХОРОШЕЕ и "хотим" избегать ПЛОХОГО.

Гаутама учил нас, что основная причина наших страданий - хотелка (или желание, жажда). Мы постоянно страдаем, поскольку все время чего-либо хотим. Постоянная хотелка приводит нас к печальке, поскольку сколько бы мы ни стремились убрать нашу печальку - она возникает вновь и вновь ... по другим поводам, по другим причинам, в других местах.
Перевирая классика:
"Многие хотелки - многие печальки " (с) Сократик
Постоянные хотелки-печальки приводят к возникновению Кармы. А накопление Кармы приводит нас в Сансару (этот бренный мир).

Первоисточник:
"И вот, о братья, благородная истина о начале страдания. Истинно! — тот зачаток страдания лежит в жажде, обрекающей на возрождение, в этой ненасытной жажде, что влечет человека то к тому, то к другому, связана с людскими усладами, в вожделении страстей, в вожделении будущей жизни, в вожделении продления настоящей. Такова, о братья, благородная истина о начале страданий."

То есть, Гаутама нам как-бы намекает, что причины наших старданий - это:

  • жадность (хватание, цепляние)
  • ненависть (отталкивание, отвращение)
  • иллюзия (невежество, неведение, невидение)


Жадность - это наши "хотелки" - желание обладать чем-либо
Ненависть - наши "печальки" - желание отстраниться от чего-либо
Иллюзия - это глубинное проявление нашего Ума, которая заключается в том, что мы не видим выхода из круга "хотелка-печалька" и часто даже не осознаем этот круг.

Продолжим.

Постоянные хотелки-печальки вызывают у нас большую Хотелку, которую можно обозвать, как "Стабильность". Нам хочется обрести некий эталон - стабильную вещь или явление на которое можно "опереться и передохнуть", поскольку постоянные хотелки-печальки - жутко утомляют. Так каждый человек строит для себя свой "стабильный, настоящий мир вещей и явлений". Некую "Матрицу" (это про фильм) - которую каждый из нас хочет программировать сам и жить в ней не зная печальки. Проявления этой Матрицы - это наше видение и понимание мира, наши "принципы", "догмы" и "убеждения". Причем "стабильность" и "настоящность" - это понятия, которые мы программируем сами и у каждого они разные. Получается, что каждый из нас создает свой мир. Для того, чтобы мы могли "пересекаться" с другими мирами - люди "придумали" множество инструментов - "язык" (в лингвистическом смысле), "ярлыки" (определения вещей и явлений), "индивидуальность", "этикет" и еще кучу всякой хрени. Эти вещи помогают нам контактировать с другими несчатстными и не сойти с ума.
Поскольку сам Гаутама тоже был подвержен "хотелке-печальке", но каким-то мистическим образом он это осознал ... она задумался "Как выбраться из этого круга"? ... и он таки нашел выход ...

3-я Благородная Истина: "Существует прекращение страдания — нирвана"



Классика:
"И вот, о братья, благородная истина о пресечении страданий. Истинно! — то пресечение страданий есть уничтожение жажды, победа до конца над страстями, исцеление, освобождение, бесстрастность. Такова, о монахи, благородная истина о пресечении страданий."

То есть товарищ Гаутама имеет в виду, что вырваться из нашего круга мы можем тогда, когда мы осознаем свою Жажду и  Ненависть, осознаем Иллюзию - а затем уничтожим Жажду, Ненависть и Иллюзию. Состояние, в котором Жажда, Ненависть и Иллюзия устранены называют Нирваной.

Секрет:
Нирвана - это не "рай Буддистов", не "абсолютная пустота" ... это "точка зрения и состояние Ума". Объяснить это понятие в словах невозможно, но можно попытаться :).

Формально:
Сансара - "состояние" в котором есть страдания
Нирвана - "состояние" в котором нет страданий

ИМХО:
Как только мы каким-то образом сможем увидеть и осознать, что "наш мир настоящих вещей" является "взаимозависимыми и непостоянными явлениями" - у нас появляется возможность осознать "эфемерность" нашей "Матрицы" и получить доступ к ее "Коду". Приходит на ум персонаж из властелина колец - "Моя Прелесть", не помню уже как его звали ... Google в помощь ... Голлум

Помните, как он постоянно сжимал судорожно кольцо, терзался страхами за кольцо и переживал, чтобы его никто не отобрал - также и мы цепляемся за "настоящие вещи" в "нашем" мире. Голлум очень страдает от своих хотелок-печалек.
Но вот он узнал о третьей Благородной истине
 - осознал ее
 и достиг Нирваны
....
 рука разжимается
..
 кольцо выпадает
...
 Голлум вдыхает полной грудью
 ...
еще вдыхает
 ...
 еще
 ......
 ВЫДОХ
 .....
 х-о-р-о-ш-о
 ....
 с-п-о-к-о-й-н-о
 .......

Как-то так.

Возникает закономерный вопрос "Как достичь Нирваны?"

4-я Благородная Истина: "Существует путь, ведущий к прекращению страдания, — Восьмеричный Путь."



Опять Классика:
"И вот, о братья, благородная истина о пути, ведущем к утолению всякой скорби. Истинно! — то благородный Восьмеричный Путь — истинное воззрение, истинное намерение, истинная речь, истинные поступки, истинный образ жизни, истинное усердие, истинное размышление, истинное сосредоточение. Такова, о монахи, благородная истина о пути, ведущем к утолению всякой скорби."

"Восьмеричный путь", как ни странно, состоит из восьми опор или ступеней:
1. истинное воззрение
2. истинное намерение
3. истинная речь
4. истинные поступки
5. истинный образ жизни
6. истинное усердие
7. истинное размышление
8. истинное сосредоточение

Тема эта ОЧЕНЬ обширна. Собственно Буддизм - это наука изучающая "Восьмеричный путь" и которая помогает по нему продвигаться. Подробненько почитать о "Восьмеричном пути" можно, например, на Википедии

Если кратенько:

  • Осознать "что ты в круге хотелки-печальки"
  •  захотеть достигнуть Нирваны и осовободиться от страданий
  • вести себя соответствующим образом
  • трансформировать свой Ум посредством различных упражнений (медитаций)
  • через некоторое время осознать "истинность своего просветленного сознания, иллюзорность бытия и взаимозависимость явлений", 
  • ... и достигнуть Нирваны.

Вот так вот все просто, и согласно инструкции.

P.S.
Постарался объяснить по мере возможностей.
Если у вас есть еще какие-либо интеренсные и доходчивые статьи о 4-х Благородных - оставляйте ссылки в коментах. Поможем народу рзобраться. 
Также интересно ваше мнение о статье... возможно что-то не понятно - пишите - исправим.

(с) Антон

Комментариев нет:

Отправить комментарий